Мифология

Мне неважно что вы будете думать по поводу того, что я тут пишу, но я всё равно рада каждому посетителю.

Главная » Статьи » Японская мифология » Демонология

Kappa
Каппа - японский водяной. Его внешний вид весьма специфичен — нечто среднее между лягушкой и черепахой - лягушачья кожа, вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть. На макушке у каппы имеется углубление в форме овального блюдца, которое всегда должно быть заполнено водой, иначе он умрёт. Это же блюдце даёт ему сверхъестественную власть. Иногда изображается с похожим на черепаший панцирем на спине. Каппа — опасный шутник, который затягивает людей в воду и затем вытаскивает их внутренности через задний проход. Считается, что, если поймать каппу, он выполнит любое желание.

Чтобы предотвратить злодеяния каппа, достаточно просто всякий раз кланяться ему при встрече. Поскольку каппа - японец, то он сразу поклонится в ответ и, пролив волшебную жидкость, превратится в беспомощное существо. А еще каппа можно задобрить, предложив ему его любимую еду – огурец. 


Подробнее:
Каппа (яп. 河童: «речное дитя») — японская разновидность водяных. Кроме того, каппой в Японии называют также плащ-дождевик (яп. 合羽 — слово, имеющее португальское происхождение).

Каппа известен по всей Японии, однако, в зависимости от района страны, его имя или внешний вид могут немного отличаться. Кроме того, существуют также различные родственные виды, такие как: сэко (ja:セコ) — каппа, который в возрасте 2-3 лет забрался в горы, минтути (ja:ミントゥチ) — существо из айнской мифологии; призрачный получеловек-полузверь; суйко (ja:水虎) — существо, встречающееся также в китайской мифологии, дословно переводится как водный тигр. Наряду с они и тэнгу, каппа является одним из наиболее известных мифических существ Японии.

Черепахоподобный Каппа

Наиболее распространённый образ представляет собой нечто среднее между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, вместо носа — клюв, пальцы на руках и ногах могут быть соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть, на спине может быть черепаший панцирь, имеет три задних прохода. Тело издаёт рыбий запах. На макушке у каппы имеется блюдце, которое даёт ему сверхъестественную силу. Оно всегда должно быть заполнено водой, иначе каппа утеряет свою силу или даже умрёт. Две руки каппы соединены друг с другом в районе лопаток; если потянуть за одну, то другая сожмётся или вообще может выпасть.

Обезьяноподобный Каппа

Примерно 30 % всех изображений капп составляют каппы, похожие на обезьян: всё тело покрыто шерстью, во рту имеются клыки, носа практически не заметно, на руках есть большой палец, на ногах пяточная кость. В отличие от обычного каппы, вместо блюдца на голове — углубление в форме овального блюдца; черепашьего панциря может не быть.



Образ жизни и народные предания

Типичное место обитания — река или болото, однако есть слухи и о морских каппах, которые пьют саке и хорошо плавают.

Считается, что каппа любит шалости, но не наносит человеку вреда. Однако есть и истории о том, что, проходящих возле воды или купающихся, людей каппа затягивает в воду, топит и вытаскивает из ануса человека шарик (яп. 尻子玉), который съедает или отдаёт королю драконов в качестве налога. Этот мифический шарик представлялся особым органом в заднем проходе, при вынимании которого человек становился дураком (яп. 腑抜け досл. «без внутренностей»). Основанием к появлению такой легенды могло послужить то, что у утопленника расслабляется мышца заднего прохода и кажется, что оттуда вытащили шарик. Также есть гипотеза о том, что этот шарик символизирует внутренности в целом.

Также каппа может вытащить шарик у ребёнка, если тот проиграет в борьбе сумо. Каппа любит сумо и часто забавляется борьбой с человеческими детьми. Считается, что каппа сильнее любого, даже взрослого сумоиста, однако всё же есть несколько способов выигрыша. Если застать каппу как раз после того, как он съел подношение покойному, то даже ребёнок сможет его победить. Ещё один способ — перед началом поединка поклониться: каппа поклонится в ответ, вода из блюдца выльется, и он потеряет силы. Вообще говоря, каппа любит сумо, потому что изначально оно было ритуалом в честь Божества Воды.

Любимая пища: огурцы, рыба и фрукты. Причина любви к огурцам кроется в том, что каппа считается воплощением Божества Воды. А Божеству Воды было принято подносить именно огурцы.。Кстати говоря, макидзуши с огурцами называют «капповыми» (яп. カッパ巻き).

Каппы не любят: железо, оленьи рога и обезьян. Однажды, поспорив с обезьяной, кто дольше будет находиться под водой; каппа проиграл, выдержав 12 часов, в то время как обезьяна 24.


В фольклоре есть частые упоминания о том, что каппа, обладая сильным чувством долга, в качестве благодарности за доброе дело приносил рыбу или рецепты лекарств. Говаривают, что если каппа погладит себя по голове листом папоротника, то сможет временно превратиться в человека. Также он может принимать форму обезьяны или выдры. Считается, что, если поймать каппу, он выполнит любое желание. На Кюсю есть поверье о том, что каппа может подражать звукам горного обвала, падающего дерева, взрыва и даже человеческой песни. Вот только, хоть мелодия этой песни и будет красивой, слова её никто не сможет разобрать.

Происхождение

Происхождение каппы можно грубо разделить на две части — в Западной Японии и в Восточной Японии. На западе Японии считается, что образ каппы был завезён с континента и происходит от китайского кахаку (ja:河伯). В Китае каппу относили к некоторому мифическому виду обезьяны (ja:猿猴). На востоке Японии есть несколько версий происхождения каппы: сикигами, которого сделал оммёдзи Абэ но Сэймэй; дхармапала отшельника Эн но Одзуно; или даже кукла, которую скульптор Хидари Дзингоро сделал себе в помощь. Рассказы о том, что руки каппы соединены друг с другом, берут начало именно отсюда.

Так же как Божество Воды осенью становится Божеством Гор, каппа с приходом зимы в некоторых регионах становится ямаваро (ja:山童). В префектуре Оита осенью каппа уходит в горы и становится сэко, а в Вакаяма — кэсянбо. Ямаваро почитается как божество горы, а каппа, как и китайский дракон, считается божеством воды. Есть мнение, что так же как и дзасикивараси (аналог домового), считающимся духом гор, каппу могут видеть только дети.

Что касается блюдца на голове, фольклорист Синобу Орикути в своей книге «Рассказы о каппе» делает интересные замечания: «Тарелка или блюдце — это предмет на который кладут пищу, поэтому она может являться символом жизненных сил…» Орикути отмечает, что издревле существовала традиция приносить в жертву богам воды девушек, в надежде на благополучие какой-либо общественной деятельности. В Хирадо существует рассказ о том, как в одном особняке хозяин убил катаной и выбросил в море служанку, которая разбила блюдце. Её тело стало прообразом каппы.


Каппа сегодня

На данный момент каппа считается существом из раздела криптозоологии. Мумифицированные останки или кости каппы иногда пытаются подделать с помощью останков других животных. Наиболее часто используются скаты, обезьяны, неясыти и выдры.

В наши дни каппу изображают как правило загадочным и милым существом. Принято считать, что каппа живёт у кромки воды, поэтому его образ часто используется защитниками природы для предотвращения загрязнения рек и озёр.



Каппа в искусстве

В Японии Sha Wujing, персонаж «Путешествия на Запад», часто изображается похожим на каппу.
Каппа — один из второстепенных персонажей романа «Нопэрапон, или По образу и подобию» Генри Лайона Олди, бывший борец сумо, однажды убивший речного каппу и переродившийся в убитого.
Рюноскэ Акутагава в повести «В стране водяных» описал скрытую от людей страну капп — эта страна является карикатурой на современное человеческое общество. Оригинальное название книги — «Каппа».
Композиция под названием «Kappa», посвящённая этому мифическому существу, присутствует в нескольких альбомах Кэйко Мацуи.
В образе ребёнка-каппы предстаёт певица и киноактриса Хибари Мисора в одной из своих первых киноролей в «Танцующем Драконьем Замке» 1949 года, исполняя одну из первых своих известных кино-песен «Каппа Буги-Вуги».


Каппа в аниме и манге

В аниме «Волшебное лето» молодой каппа оказывается в современном мире и начинает поиски своих сородичей.
Каппа встречается в одной из глав «Shin Pet Shop of Horrors».
В облике Каппы предстаёт один из персонажей аниме «Arakawa Under the Bridge».
Каппа появляется в одной из серий аниме «Хеталия и страны Оси».
Каппа появляется в одной из серий аниме «Инуяся».
Каппа появляется в одной из серий аниме «Гинтама».
Поддельная мумифицированная каппа появляется в нескольких сериях аниме «Меланхолия Харухи Судзумии-тян».
Каппа появляется в одной из серий аниме «Тетрадь Дружбы Нацумэ».
Персонаж аниме и манги «School Rumble», Одзи Карасума, носит костюм каппы вместо обычного дождевого плаща.



Каппа в компьютерных играх

Каппа — монстр, способный использовать магию воды даже вдалеке от рек (благодаря воде в блюдце) — один из мобов в онлайновой игре Ragnarok Online, обитающий на острове, посвящённом Японии.
Нитори Кавасиро, персонаж Touhou Project, — каппа.
В игре Might & Magic: Heroes VI каппы являются одним из типов войск замка Sanctuary.



ещё определение:

Самый известный и популярный среди всей нечисти, каппа это существо, которое встречается в Японии повсеместно, он встречается в различных интерпретациях, и является родственным всему роду всех водных гоблинов схожего вида. Но этот маленький водный монстрик все же известен за свои уникальные и нередко глупые характеристики. 
Первая из таких характеристик, это выемка с жидкостью на его голове. Вода в его голове наделяет его огромной силой, и если она высохнет или прольется, то каппа потеряет свою сверхсилу или даже ослабнет настолько что не сможет двигаться1. Каппа очень гордится своей гидро-силой, и часто вызывает людей посостязаться в борьбе, однако хитрые люди обманывают его, сделав поклон и ожидая ответного, и тогд еще до начала схватки вода проливается и ослабевший бес проигрывает поединок, что очень расстраивает это хвастливое существо. 
Другая отличительна особенность каппа, это его страсть к огурцам. Возможно она получилась из-за обычая, усмирять духов и богов рек первым урожаем огурцов и баклажан (которые каппа тоже обожает). Плаванье в подобные дни вероятно повлечет за собой нападение, ведь каппа может перепутать вас с дарами. В районе Токио, по крайней мере считалось, что если вы напишете на первом собранном огурце свою фамилию и бросите его в реку, то это защитит вас и ваших близких от нападений каппа. Но огурцы, или даже их запах, считается только приманивают его, и почти по всей Японии люди советуют не есть эти овощи перед купанием. Самое же привлекательное для каппа в огурцах, это их кончики. 
Несмотря на то что каппа очень грозное существо, оно достаточно мало, обычно не больше ребенка. Иногда у него может быть остроконечный птичий клюв, а иногда, его лицо может походить на обезьянье. Иногда на спине бывает черепаший панцирь, его скользкая кожа обычно синего или зеленоватого цвета, реже красного. Его голова обычно покрыта волосами, иногда не только голова, но и все тело, конечности существа длинные и прямые, а между пальцами конечно же перепонки.



Если тэнгу и демоны заимствованы из фольклора других стран, то каппа – это чисто японское уникальное божество.

У каппа (в переводе с японского «речное дитя») клюв, чешуйчатое тело, покрытое черепашьим панцирем, корона на голове, заполненная волшебной жидкостью, из которой черпается его жизненная и сверхъестественная сила.

У каппа бывают и злые намерения, например заманить детей и женщин-прачек в воду и утопить их.

Чтобы предотвратить злодеяния каппа, достаточно просто всякий раз кланяться ему при встрече. Поскольку каппа - японец, то он сразу поклонится в ответ и, пролив волшебную жидкость, превратится в беспомощное существо. А еще каппа можно задобрить, предложив ему его любимую еду – огурец.

Каппа
Этот непредсказуемый японский водяной дух немного напоминает одно из самых известных волшебных существ Шотландии – келпи. Оно встречается возле рек, заманивает людей в воду и топит их. Келпи часто превращается в лошадь и как бы приглашает покататься, а затем стремительно уносит неосторожных ездоков в ближайший водоем.

Животные, как и все другие мифические существа, тоже играют важную роль в японском мире сверхъестественного. Прежде всего волшебной силой обладают лисы, похожие на барсуков енотовидные собаки тануки и змеи. В пантеон магических животных также входят лягушки, черепахи, кошки, собаки, обезьяны, птицы, мыши, полки, кабаны, олени, лошади, выдры, ласки, пауки, бабочки, светлячки и лаже дождевые черви.

Например, когда происходит землетрясение, говорят, что это гаргантуан - подземная полосатая рыба-сом – переворачивается во сне. В сказках и легендах животные наделяются человеческими качествами, и наоборот. Часто животные общаются с людьми, охраняют границы нашего мира от проникновения темных сил, учат мудрости или указывают дорогу.




В провинции Идзумо деревенские жители называют Каппу Кавако – Сын Реки. Около Мацуэ есть маленькая деревушка, названная Кавати-мура, и на берегу реки Кавати находится небольшой храм, известный как Кавако-но-мия, то есть храм Кавако, или Каппы. Говорят, что там находится документ, подписанный этим водяным. Существует следующая легенда об этом документе.

Обещание Каппы

В древние времена Каппа жил в реке Кавати и развлекался тем, что хватал и убивал деревенских жителей, а кроме того, и домашний скот. Как-то раз в реку зашла лошадь, Каппа, пытаясь поймать ее, свернул себе шею, но, несмотря на сильную боль, не выпустил свою жертву. Напуганный конь выпрыгнул на берег и поскакал в соседнее поле, а Каппа сидел верхом на обезумевшем от страха животном. Владелец коня с помощью других деревенских жителей схватил и крепко связал Сына Реки.

–Давайте убьем это отвратительное создание,– предложили крестьяне,– ведь оно наверняка совершило много ужасных преступлений. Мы хорошо поступим, избавившись от этого мерзкого чудища.

–Нет,– отвечал владелец коня,– мы не будем его убивать! Мы заставим его поклясться больше никогда не трогать жителей нашей деревни и наш домашний скот.

Приготовили соответствующий документ, Каппу попросили просмотреть его и, когда он сделал это, подписаться.

–Я не умею писать,– отвечал раскаивающийся Каппа,– но я опущу руку в чернила и приложу ее к документу.

Когда Каппа поставил свою чернильную «подпись», его освободили и отпустили в реку, с того дня он твердо держит свое слово.




Как Genta победил kappa.

Давным-давно, в городке Kawachino жил человек по имени Genta. Он происходил из знатной семьи и был очень уважаем соседями за свою храбрость и ум. Он жил в большом доме, который стоял у реки, протекавшей через весь город. И как раз около его дома находилось самое глубокое место этой реки - настолько глубокое, что вода там всегда была непроглядно черной и казалось, что дна у реки просто не было.

Однажды, летним вечером, Genta вернулся с верховой прогулки и, как обычно, приказал своим слугам привязать коня в тени раскидистого дерева, что росло недалеко от реки. Отдохнув немного, Genta вышел в сад и с удивлением заметил, что животного у дерева уже нет. Кинувшись на поиски, Genta выбежал на берег реки и увидел, что коня ухватил за заднюю ногу kappa и уже почти затащил в реку. Самое странное, что слуга Genta, стоял рядом рядом и помогал kappa, поливая водой ямку на его черепе. И чем больше воды лил слуга, тем сильнее становился kappa.

Genta, естественно очень разозлился, увидев такое безобразие, но головы не потерял. Он быстро сбегал в сарай и принес оттуда крепкую веревку, а потом подкрался с ней к kappa, накинул веревку тому на шею и потащил прочь от реки, на ходу заламывая существу руки. Тут уже очнулся от наваждения и слуга и бросился помогать хозяину. Вдвоем им удалось скрутить kappa и подвесить его вниз головой на ветке того самого дерева. После этой схватки, Genta посмотрел на беспомощного kappa, болтающегося на ветке и начал его всячески укорять. "Что же ты воруешь лошадей?", - спрашивал он. - "Думаешь, что тебе все можно? Пожалуй стоит убить тебя, в назидание другим kappa'м."

У подвешенного вниз головой kappa вытекла вода из ложбинки на черепе, к тому же веревка все глубже врезалась в плоть, причиняя ему все более сильные страдания. В конце концов, kappa не выдержал и начал умолять Genta отпустить его, обещая больше никогда не причинять вреда людям.

Genta был добрым человеком и kappa удалось его разжалобить. Вместе со слугой, они сняли kappa с дерева, перерезали веревки, а потом заставили водяного три раза повторить свою клятву не вредить людям, обращаясь к разным сторонам света. После этого, каппе разрешили уйти обратно в реку, и больше про него никто ничего не слышал, а слава о Genta, победившем kappa разнеслась по всей Японии.




Известны и современные истории о kappa - в Японии он является чем-то вроде Несси для шотландцев, с завидной регулярностью появляясь на публике и в газетных статьях.

В августе 1984 года Shirozaki Ryu поздно вечером возвращался домой и увидел играющих у реки детей. Подойдя поближе, он успел заметить что выглядели они как-то странно, но подробнее рассмотреть ничего не успел, потому как дети дружно попрыгали в реку. На поверхности никто не появился, а подъехавшие по вызову спасатели и полиция нашли только странные трехпалые следы на берегу.

Другая история датируется 91-м годом и произошла в городе Saito ( 西都市 ), что в префектуре Miyazaki ( 宮崎県 ). Matsumoto Matsugi, вместе со своей женой, пришли вечером домой и обнаружили, что пол весь истоптан трехпалыми следами лап, а в воздухе стоит сильный запах рыбы. В доме все было на своих местах и ничего не пропало, но кое-где обнаружились следы странной оранжевой жидкости, как позже выяснилось, по составу не отличавшейся от обычной воды ничем кроме очень высокого содержания железа. Супруги обратились к синтоистскому священнику, который предположил, что их дом посетил kappa. Несмотря на то, что инцидент был довольно безобидным, следы незванного гостя отмыть так и не удалось.





Есть так же и легенды с теорией о происхождении kappa - его связывают с синтоистскими богами воды, с легендами об утонувших детях, которые возвращаются чтобы отомстить (детей топили в реках в голодное время, когда есть было нечего), с китайскими историями об обезъянах (отсюда обезъяньи черты во внешности), и китайских же водяных демонах, и даже связывают его происхождение с образом португальского монаха (дело в том, что монахи носили свои сумки за спиной, наподобие черепашьего панциря, а tonzura породила легенду о ложбинке в черепе - правда, зная повадки kappa, начинаешь задумываться о моральном облике монахов).

Но, несмотря на обилие разумных и не очень теорий, самое распространенное мнение по-прежнему гласит, что kappa просто всегда жили в реках и живут в них до сих пор, так что купайтесь осторожнее - мало ли что...




Люди рассказывали, что в давние самурайские времена женщины ходили в уборную с маленьким мечом, так как боялись, что из выгребной ямы выползет kappa и непременно изнасилует их. Делали они все свои дела, находясь все время с опаской. А ежели kappa холодной перепончатой лапой умудрялся коснуться интимных мест, надо было ловко отсечь ему лапу этим коротким мечом и тогда... Тогда сраженный kappa в обмен на отрубленную кисть давал волшебный эликсир бессмертия или вечной молодости.

Kappa очень любит есть детей, но самое любимое лакомство для него – это огурцы. Так что всегда можно откупиться, кинув в воду, где как кажется, обитает kappa, огурец со своим вырезанным именем. Есть даже особенные sushi – kappa-maki, то есть ролы с огурцом.

Kappa боится огня. В старину люди нередко устраивали у реки фейерверки, чтобы прогнать этого коварного духа воды.

Фигурка, изображающая kappa может быть предостережением тем, кто неуверенно держится на воде или вовсе не умеет плавать.

Категория: Демонология | Добавил: Ginger_Owl (03.07.2012)
Просмотров: 8402 | Теги: Вода, Kappa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Делись
Выбирайте:
Демонология [22]
Ёкай, призраки, оборотни и т.д.
Форма входа
Поиск
Статистика
Верстка от Microgig.net.ru